...История РАФа, ранее Рижского авторемонтного завода № 2 (РАРЗ № 2), занимавшегося ремонтом автомобилей и изготовлением автоприцепов, ведет свой отсчет с 1949 года, когда Министерством автомобильного транспорта СССР было предписано освоить производство автобусов, в связи с чем он был переименован в Рижский завод автобусных кузовов ( РЗАК ). Однако в 1951 году РЗАК был объединен с бывшей Рижской экспериментальной автомобильной фабрикой (РЕАФ), существовавшей как хозяйствующий субъект еще до Второй мировой войны и имевшей за своими плечами опыт конструирования и изготовления легковых автомобилей. Так что по логике начало истории предприятия надо искать еще в довоенной Латвии!
В 1947 году машиностроительный завод, занимавшийся ранее изготовлением медных котлов для водяных нагревателей, стал РЕАФом. Решение о выпуске на его площадях легковой машины многими рассматривалось не иначе как опрометчивое, однако в 1948 году местные партийные органы постановили: проектируемый автомобиль с гидропередачей (!!!) должен быть представлен до конца года! Дабы ускорить работу над ним, было рекомендовано, например, взять готовый двигатель из числа выпускавшихся в СССР. При этом рижская легковушка не должна была сильно отличаться по стоимости от “Москвича”, который, как известно, “весил” 9000 неденоминированных рублей.
Все агрегаты опытного автомобиля изготовили собственными силами на закупленном ранее оборудовании. Трудности возникли и при подборе двигателя. Сначала использовали двигатель с воздушным охлаждением, но двигатель с водяным охлаждением представлялся более надежным, и в конце концов было принято решение об использовании двигателя типа ГАЗ-ММ, у которого блок был не на четыре цилиндра, а на два. И все-таки основным камнем преткновения в автомобиле оставалась гидромеханическая передача, которая согласно концепции позволила бы двигателю автомобиля лучше приспосабливаться к различным дорожным условиям и равномерно ускоряться. Первые же испытания показали, что для надежно и продолжительно работающей гидросистемы необходимо было доработать множество узлов и деталей.
К осени 1950 года детище РЕАФа, построенное в двух модификациях —
Нажмите для просмотра прикрепленного файла кабриолет и
Нажмите для просмотра прикрепленного файла седан, было готово к демонстрации в Москве. Уже во время поездки из Риги в столицу СССР, протяженность которой составляла более 1000 километров, автомобили подверглись серьезной проверке. Все “всплывавшие” дефекты, связанные в первую очередь с низким качеством технологии изготовления, устраняли прямо в пути. В Москве автомобили прошли всесторонние испытания, по окончании которых комиссия сделала заключение, что идея создания относительно дешевого, удобного и простого автомобиля была неплоха. При этом был особо отмечен дизайн кузова, однако обнаружились и очень серьезные недостатки. Так, машины были абсолютно неприспособлены к ремонту: для обслуживания двигателя, например, с автомобиля приходилось снимать силовой агрегат. Отрицательным было заключение и относительно гидромеханической передачи, которая представляла собой дорогостоящую конструкцию с центробежным автоматическим механизмом, работавшим шумно и с перебоями.
А что было дальше? Ответ на этот вопрос нетрудно получить, прочитав книгу “РАФ. Рижская автобусная фабрика”...
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаТекст полностьюВ Риге , в той части города, что зовётся Саркандаугава, есть небольшая тихая улочка - улица Алкшню. Не всякий рижанин сумеет вам обьяснить, где она. А приезжий без посторонней помощи вообще не найдет. Но именно на этой неприметной улице произошли события, связанные с историей создания первого автомобиля в послевоенной Латвии, да ещё какие события - прямо-таки детектив.
... До войны на Алкшню располагалась деревообрабатывающая фабрика, а рядом с ней - склад металлоизделий и мастерские П. Лиепы. В мастерских производились медные ёмкости для нагрева воды и садовые лейки. Предприятие, конечно, заводом не назовешь, но и совсем маленьким оно тоже не было: площади его превышали 700 м2 - и это без учета конторских помещений, конюшни и каретного сарая.
В 1944 году, после освобождения Латвии Красной Армией (от фашизма, если кто забыл), мастерские были национализированы и переданы одному из рижских заводов. Здесь стали ремонтировать трофейные немецкие машины, изготавливали алюминиевые отливки, делали бронзовые таблички на братские могилы советских солдат, которых в тяжелых боях на латвийской земле полегло немало. До появления нашего героя оставалось ещё три года.
Всякий детектив начинается с появления героя. Остап Бендер вошёл в Старгород со стороны деревни Чмаровки. Инженер-капитан Всеволод Бахчиванджи прибыл в Ригу с фронта. О прибытии О. Бендера знает в нашей стране почти каждый. О прибытии в Ригу В. Бахчиванджи в 1947 году не знает, практически, никто.
Жаль.
Масштабами замыслов два "великих комбинатора" были равны. Бахчиванджи, пожалуй, даже мог бы дать Остапу Ибрагимовичу фору...
Дальше:
Рижские автомобили "для нужд воздушно-десантных войск"Нажмите для просмотра прикрепленного файла